Стиль ренессанса в одежде

Ренессансом называют эпоху с конца XV по конец первой четверти XVII века. В это время происходит обновление, возрождение культурных ценностей античности, отодвинутых в период средневековья на второй план. Обновляется идеал совершенной красоты, развивается наука. Эта эпоха ознаменовалась и значительными социальными и религиозными переменами, которые отразились на Европе того времени. И, конечно же, эти изменения в первую очередь коснулись моды и одежды.

Сначала ренессанс зародился в Италии, прежде всего развиваясь в городах. Еще к концу XV века итальянское искусство и художественное ремесло почувствовали на себе воздействие античного идеала красоты, это затронуло и способ одеваться. Новые эстетические каноны вернули одежде итальянцев пропорции человеческой фигуры, прежде деформированные огромной шириной и невероятной длиной. Выдвинулась красота итальянских материй, прежде всего бархата и шелка, узоры предлагали выдающиеся итальянские художники — Дж. Беллини, В. Пизано, А. Поллайоло. В конце XV века итальянская одежда прежде всего выражала эмансипацию отечественного, антифеодально настроенного мещанства, предприимчивого и энергичного. Итальянцам удалось первым с помощью одежды отразить и личность носителя. Индивидуальность вообще являлась характерной чертой ренессансной культуры.

В центре итальянской моды раннего возрождения была Флоренция. Яркие цвета одежды ее жителей не выцвели до наших дней. Основой мужской одежды продолжала оставаться облегающая короткая одежда, называвшаяся вамс, спереди одежда распахивалась, носили узкие брючины. Для того, чтобы в облегающей одежде было удобнее, делались разные прорези, особенно на рукавах, что позднее превратилось в украшение. Рукава часто не сшивали, они держались на лентах. Поэтому вскоре важным элементом становится рубашка, которую было видно сквозь прорези. Ее вышивали и должны были часто стирать, т. к. грязь бы была видна. Поэтому начинает развиваться гигиена, которая до этого никого не интересовала. Мужскую одежду дополнял колоколообраэный короткий камзол или длинный плащ, украшенный мехом, известный нам уже по бургундской моде.

Женская одежда Италии времен ренессанс подчеркивала естественную фигуру, несколько выделяя талию. Тесный лиф пришивался к юбке с глубокими складками. Лиф делался с круглым или прямым декольте, рукава — широкими, укороченными. На это платье носили жилет, открытый спереди. В Италии, а позднее и во всей Европе, некоторые элементы мещанской одежды были переняты трудящимися беднейших слоев. Жилет, застегивающийся спереди, вытеснил до тех пор носимые виды одежды. Брюки, которые все еще состояли из двух частей и привязывались к поясу, теперь держались с помощью чулок. Крестьяне на поле обычно работали лишь в рубашке.

Ближе всего к итальянской моде эпохи возрождения подходила мода Франции, т. к. контакты между Северной Италией и Францией поддерживались как на торговом, так и культурном уровне. Итальянскую моду во Францию принесли и солдаты в XVI веке, которые участвовали в многочисленных военных походах того времени.

В течение всей первой половины XVI века одежда стран, находящихся по другую сторону Альп, особенно в Чехии и Германии, развивается относительно самостоятельно. Ни одно из государств здесь не выделялось настолько по своей культуре, чтобы повлиять на другие. Одежда имела самый различный вид, в зависимости от местных обычаев. Она стала, можно сказать, отличительным признаком жителя определенной местности. Основное направление развития в этих странах зависело от антифеодальной борьбы мещан, боровшихся за определенное уравнивание в социальной и религиозной сфере.

Мужская одежда опять-таки состоит из вамса с рукавами с прорезями, под вамсом носили подобную же одежду с более узкими рукавами. Одежда могла иметь большой вырез, в таком случае носили широкую рубашку подниз. Брюки покрывали колени. К ним пришивались чулки, иногда украшенные декоративными завязками. И брюки имели разрезы, некоторые места набивались ватой. Брюки украшались по-разному, особенно много нравоучительного было сказано в адрес декоративной ширинки. Начиная с середины XVI века, мужские чулки, до этого времени шившиеся из ткани или кожи, начинают вязать. Вязаные чулки были предметом роскоши, их носили короли и дворянство. Большое значение получают перчатки, до этого они являлись предохранением на охоте или в бою. И они делались с разрезами, становясь элементом моды, как и носовой платок, который к тому времени начали широко употреблять. Культура в одежде отразилась и на возникновении ночной рубашки и ночного чепчика. Самой курьезной одеждой того времени стала одежда ландскнехтов, наемных военных, которые все декоративные элементы — прорези и сборку — довели до абсурда. Они повлияли и на гражданскую одежду. Шуба — верхняя мужская одежда — продолжала традиции XV века. Она доходила до колен, рукава часто, начиная с локтя, распарывались. Шубу украшал меховой воротник шалью.

Религиозная реформация подчеркнула положение священника, одежда которого — роба бургундского покроя — стала отличительной особенностью его профессии. Головы мужчины покрывали универсальным убором — наискось посаженным беретом. Женщины Центральной и Северной Европы носили одежду, состоящую из тесного лифа со шнуровкой и широкой юбки, которая отделялась от лифа поясом. В декольте лифа также могла проглядывать вышитая собранная рубашка. Широкий воротник закрывал обнаженную декольте грудь. Он богато украшался вышивкой, бисером, золотом, драгоценностями, Под влиянием реформации тело опять стали прикрывать, декольте уменьшается, грудь закрывается рубашкой, стягивающейся под горлом. Особенно модным был узкий белый вышитый передник. Плащи женщин дополняла стоечка. Постепенно из огромных воротников развивается небольшой жакет. И женские шубы богато украшаются мехом, они доходят до земли.

Волосы женщины закрывают чепцом, зимой — меховым, голову закутывают длинными шарфами. В южных странах носили и берет, распространившийся по всей Европе. Обувь делалась с широким носком, и ее делали с разрезами. Во второй половине XVI века Испания становится самым могущественным государством Европы. Она была и самой богатой благодаря огромным прибылям, поступающим из новых колоний в Америке. Абсолютистское правительство, насильственное решение внутренних споров, увеличивающаяся пропасть между социальными слоями общества — все это отражается и на испанской одежде. Испанские Габсбурги, вместе с Габсбургами Австрии, правили в то время огромной частью Европы. Постепенно испанский способ одеваться переносится и на другие страны, не исключая и Чехию. Нормы испанской моды можно назвать математическими, потому что одежда мужчин и женщин компоновалась в треугольник.

Облегающий вамс заканчивался высоким стоячим воротником. Под вамсом носили корсет, чтобы талия была уже. Пропорции верхней одежды — доспехов — повторялись и в нижней. Рукава обычно делались из ткани, отличавшейся по цвету от остального, а плащ имел несшитые рукава-крылья. Брюки напоминали два хорошо набитых мяча, они должны были укрепляться специальными ремнями. Они не доходили и до середины бедра, чтобы были видны драгоценные вязаные шелковые чулки. Ноги часто закрывались высокой обувью. Тяжесть одежды часто подчеркивала и накидка — как мужская, так и женская. Воротники испанцев, первоначально бывшие маленькой сборкой рубашки, все увеличивались, наконец их поддерживали продернутой проволокой, они получили круглую форму, за что их прозвали «мельничное колесо». И короткие колоколообразные плащи шились с высокими воротниками-стоечками и капюшонами. Берет увеличился в размерах, появилась шляпа с небольшими полями и высокой центральной частью.

Темные цвета мужского и женского платья, главным образом черные — предписывались испанским придворным этикетом. Корсет определял форму женского лифа — узкая талия и приплюснутая грудь. Часто корсеты делались и железными. И юбка представляла собой нечто вроде кегли, снизу ее поддерживала «полоска добродетели». Нижняя часть одежды состояла из полотняной нижней юбки на обручах, на ней лежала юбка верхней одежды. Спереди проглядывал треугольник нижней одежды, отличающейся по цвету. Кроме такой одежды на корсете, носили и свободную одежду типа плаща. Чулки женщины носили чаще всего белые, на обувь и не обращали большого внимания, потому что она не должна была быть видна и во время ходьбы. Одежда дополнялась веером и вышитым носовым платочком. Прическам, чаще всего женским, с помощью вкладок придавали вид пирамидок.

Остальные страны, помимо испанских и центрально-европейских владений Габсбургов, принимали испанскую моду по-своему. Италия, например, не приняла кринолину и закрытый лиф, Англия не только не приняла «полоску добродетели», но и переделала форму юбок — они были более широкие и с изломом на линии бедер. Своеобразную форму английских юбок можно видеть на портретах английской королевы Елизаветы I и ее придворных дам.

Протестантская Германия отвергла испанскую моду, потому что такая мода представляла одежду ярых католиков. Хотя и в Германии появились шарообразные брюки в одежде дворян, мещане этой моды не приняли, они продолжали носить свои удобные широкие штаны до колен, особенно типичные для Голландии. И объемные юбки остались преимуществом дворянок, мещанки лишь набивали валикообразную вставку на своих платьях для расширения линии бедер. Эра испанского влияния в моде была долгой — она сохранялась до конца первой четверти XVII века. Развитие моды потом было приостановлено историческими событиями, тяжелым временем тридцатилетней войны.


Закрыть ... [X]

Одежда эпохи Ренессанс » Женский журнал Ресничка - журнал Пять героев в масках прыгали в кроватке

Стиль ренессанса в одежде Стиль ренессанса в одежде Стиль ренессанса в одежде Стиль ренессанса в одежде Стиль ренессанса в одежде Стиль ренессанса в одежде Стиль ренессанса в одежде