Самостоятельная математическая деятельность

самостоятельная математическая деятельность
  • Главная
  • Школа
  • Формы организации математического развития дошкольников

Статья «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в процессе развития математических представлений»

Проблема математического развития детей дошкольного возраста в настоящее время приобретает все большее значение, поэтому обучение математике в дошкольном образовательном учреждении направлено на формирование математических представлений и развитие математического стиля мышления, для которого характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой. Вопросы формирования математических представлений и математического развития детей дошкольного возраста отражены в работах А. В. Белошистой, А. М. Леушиной, З. А. Михайловой Н. И. Непомнящей, А. А. Столяр и др.

В настоящее время в практику дошкольных учреждений внедряются новые формы организации образовательного процесса: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная образовательная деятельность, совместная образовательная деятельность взрослых и детей. Даная проблема раскрывается в научных исследованиях Т. А. Березиной, Н. Е. Веракса, А. М. Вербенец, З. А, Михайловой, Т. С. Комаровой и др.

Для того чтобы были реализованы задачи формирования математических представлений и математического развития детей, необходимо организовать образовательный процесс в детском саду таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно. Этому способствует организованная самостоятельная математическая деятельность детей дошкольного возраста. Самостоятельная математическая деятельность детей это деятельность, в которую ребенок переносит сформированный в результате целенаправленного обучения объем математических понятий, приобретенные практические и познавательные умения, и где он является самостоятельным субъектом данного образовательного процесса (А. В. Калинченко). Самостоятельная математическая деятельность обеспечивает более прочное и глубокое усвоение детьми математических представлений и способствует приобщению детей к математической деятельности. Проблему развития детей дошкольного возраста в самостоятельной деятельности изучали Т. Н. Доронова, З. А. Михайлова, Н. М. Полякова и др. З. А. Михайлова рекомендует уделять большое внимание развитию самостоятельности детей через логико-математические игры и моделирование. Следовательно, выстроив целенаправленную и систематическую работу в условиях самостоятельной математической деятельности можно значительно разнообразить формы организации деятельности с детьми дошкольного возраста по математическому развитию.

На основании анализа научной литературы мы предположили, что процесс организации самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в процессе математического развития будет эффективным, если способствовать развитию самостоятельности у детей дошкольного возраста, обеспечивать создание математической зоны в предметно-развивающей среде группы, способствующей организации самостоятельной математической деятельность детей дошкольного возраста, организовывать взаимодействие воспитателей с родителями по математическому развитию детей дошкольного возраста.

Мы считаем, что творческие способности и самостоятельность позволяют ребенку наиболее полно использовать потенциал предметно-развивающей среды в процессе математического развития. Своевременное развитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать в процессе воспитания и развития детей дошкольного возраста. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (А. В. Запорожец, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн). Рассматривая самостоятельность как интегративное свойство личности, современные исследователи подчеркивают, что ее интегративная роль выражается в объединении других личностных проявлений общей направленностью на внутреннюю мобилизацию всех сил, ресурсов и средств для осуществления образовательной программы действий без посторонней помощи.

Предметно-развивающая среда группы, в которую вносится математическое содержание, должна способствовать развитию самооценки, самоконтроля, самоорганизации, самостоятельности, самопознания, самовыражения. Для этого в группе выделяется математическая зона, где размещаются игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, ориентировку по схеме, модели на становление контрольно-проверочных действий («Так бывает? », «Найди ошибки художника», на следование и чередование и др. Осуществление образовательного процесса в группах старшего дошкольного возраста предполагает рациональную организацию предметно-развивающей среды, отличающейся доступностью и функциональностью материалов и пособий, предназначенных для детей, обеспечение условий для самореализации детей с разным уровнем развития. Это особенно важно для поддержки содержательной самостоятельной деятельности старших дошкольников.

Основное современное требование к созданию предметной среды содействие становлению ребенка как личности. Н. В. Нищева указывает, что предметная среда, создаваемая в дошкольном учреждении, предполагает решение следующих задач: обеспечение чувства психологической защищенности доверия ребенка к миру, радости существования; формирование творческого начала в личности ребенка; развитие его индивидуальности; формирование знаний, навыков и умений как средства полноценного развития личности, а не цели; активизация демократических способов общения с детьми (понимание, признание, принятие личности ребенка, основанные на способности педагога встать на его позицию, не игнорировать его чувства) ; сотрудничество с детьми.

Необходимо привлекать родителей к решению задач математического развития детей. В работе с родителями воспитатели используют консультации и беседы (индивидуальные и групповые, различную наглядную информацию, открытые просмотры мероприятий, участие в практикумах и досугах математического содержания и другие. В работе с детьми воспитатели организуют совместную деятельность родителей и детей (занятия) по развитию математических представлений у дошкольников, сенсорные праздники, математические досуги, дидактические игры и упражнения, экспериментирование, решение проблемных ситуаций.

Можно выделить основные направления совместной деятельности педагогов и родителей по решению проблемы развития математических представлений у детей дошкольного возраста:

1. Информировать родителей о задачах и содержании работы по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста.

2. Участие родителей в работе по математическому развитию детей (математические ярмарки, праздники, конкурсы).

3. Создание обогащенной математической предметно-развивающей среды в детском саду и дома.

4. Организация семейного клуба в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.

Таким образом, дошкольный возраст – это важный период, когда закладываются основы математического мышления и математическое развитие является приоритетной задачей дошкольного образования. Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста, создание математической зоны в предметно-развивающей среде группы, способствующей организации самостоятельной математической деятельность детей дошкольного возраста и организация взаимодействия воспитателей с родителями по математическому развитию детей дошкольного возраста способствуют оптимальному математическому развитию детей дошкольного возраста в процессе самостоятельной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арест М. Я., Тупичкина Е. А. Центральная задача математического образования на современном этапе // Электронный ресурс. Режим доступа: math-edu.ucoz. ru

2. Артамонова О. А. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С. 37-42.

3. Белошистая А. В. Что такое математическое развитие дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2012. № 1. С. 6-17.

4. Калинченко А. В. Методика преподавания начального курса математики: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А. В. Калинченко, Р. Н. Шикова, Е. Н. Леонович, под ред. А. В. Калинченко. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. 208 с.

5. Киреева Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2009. 143 с.

6. Кларина Л. М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольников // Готовимся к аттестации! СПб. : Детство-Пресс, 1999. С. 9-18.

7. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 1974. – 368 с.

8. Михайлова З. А., Носова Е. А. и др. В Теории и технологии математического развития для детей дошкольного возраста. М. : Детство-Пресс, 2008. 392 с.

9. Михеева Е. В. Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. 2012. № 1. С. 64-70.

10. Нишеева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. СПб: Детство-Пресс, 2010. 128 с.

11. Новикова В. П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. М. : Мозаика-Синтез. 2000. 112 с.

12. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. Спб. : Детство-Пресс, 2007. 96 с.

13. Организация совместной познавательной деятельности воспитателя и детей // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/66-igrovaya-deyatelnost/771-poznavatelnoe-razvitie-detej-s-pomoshhyu-igry? start=2

14. Смоленцева А. А., Пустовойт О. В., Михайлова 3. А., Непомнящая Р. Л. Математика до школы. СПб. : Детство-Пресс, 2010. – 192 с.

15. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-Пресс, 2004. 110 с.

16. Стожарова М. Ю., Михалева С. Г. Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста // Детский сад: теория и практика. 2012. № 1. С. 70-75.

17. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия / Сост. : 3. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая, М. Н. Полякова. М. : Центр педагогического образования, 2008. 384 с.

18. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. Р. Л. Березина, З. А. Михайлова А. А. Столяра и др. М. : Просвещение, 1988. 303 с.

19. Шаталова Е. В., Бельчикова О. В., Формы реализации преддошкольного образования детей старшего дошкольного возраста // Малая школа: проблемы и перспективы развития в современных условиях: Сборник научно-методических трудов. Белгород, 2009. 170 с.

20. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников. М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. 392 с.

www.maam.ru

Семинар «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством разнообразных форм работы»

Цель: Проанализировать эффективность используемых форм работы по математическому развитию детей.

Форма проведения: устный журнал.

• Подготовка к семинару:

• Анкетирование воспитателей.

• Консультация на тему: » Первые шаги к математике».

Показ открытых занятий по математике с использованием дидактических игр, занимательного математического материала, математических развлечений, праздников.

Проведение семинара:

1 страница- Выступление воспитателя - «Программа дошкольной подготовки по математике».

Подведение итогов анкетирования воспитателей.

2 страница - Математический пробег.

1 станция - игровая.

Какие приёмы и занимательные упражнения вы используете при формировании элементарных математических представлений?

2 станция - проблемная.

Какие вы знаете приёмы активизации мыслительной деятельности детей в процессе занятий по математике?

3 станция - творческая.

Как вне занятий можно использовать занимательный математический материал.

4 станция - индивидуально- личностная.

Учитываете ли вы индивидуальные возможности детей по математике?

5 станция - родительская.

Деловая игра «Алло, справочное бюро? »

6 станция - деловая игра «Приведи в порядок математический материал»

3 страница-«В царстве смекалки».

4 страница- Обсуждение проекта и принятие решения.

Анкета для воспитателей.

1. Каков уровень развития элементарных математических представлений у детей Вашей группы?

2. Как вы думаете, нравятся детям занятия по математике?

3. Что вы делаете, чтобы вызвать у детей интерес к изучению математики?

4. В чём испытываете затруднения, по каким причинам не можете реализовать задуманное на занятиях по математике?

5. Какую работу с родителями по математическому развитию детей Вы осуществляете?

План проведения консультации «Первые шаги в математику».

Математические знания и их роль в развитии ребёнка. Дискуссия на тему: «Использование знаний по математике в разных видах деятельности».

Принципы обучения дошкольников элементарной математике.

Современные подходы к развитию математических представлений у детей.

Знакомство с вариативными программами и технологиями.

Домашнее задание: составить памятку по организации и проведению занятий по математике.

Деловая игра «Алло, справочное бюро? »

Цель:

Выявить и уточнить знания педагогов по теме математического мероприятия.

Описание и правила игры:

Вопросы готовятся заранее руководителем, чётко по теме и формулируются так, чтобы на них можно было дать краткий, конкретный ответ.

Время на обдумывание участнику не предоставляется, поэтому ответ может быть следующим: «Извините, на этот вопрос я не могу дать ответ».

Ведущий имеет право задать уточняющие вопросы.Ответ ограничивается во времени.Игру можно разнообразить, предложив вопросы друг другу.

Вопросы к игре по теме: «Использование нетрадиционных форм в обучении детей ЭМП».

1. Как Вы ответите на вопрос 6-летнего ребёнка: «Что такое логика? »

2. Какие дидактические игры должны быть в группе старшего возраста для обучения ЭМП?

3. Какие логические игры Вы знаете?

4. Перечислите занимательный математический материал, который Вы знаете?

5. Какую методическую литературу вы используете в работе по занимательной математике?

6. Как Вы ответите на вопрос родителя: «С какого возраста ребёнка не обходимо знакомить с математическими понятиями? »

7. Какие способы активизации познавательной деятельности дошкольников Вы применяете?

Деловая игра «Приведи в порядок методический материал»

Участники распределяются на несколько команд. Каждая получает конспекты занятий по математике, раздаточный материал. Надо разложить конспекты по возрастным группам, подобрать к ним раздаточный материал.

Когда работа закончена, представитель каждой команды рассказывает, почему именно так они распределили материал. Главный эксперт оценивает работы команд и объявляет победителя. При оценке учитывается умение аргументировано доказать свою точку зрения, время, которое было затрачено на выполнение задания.

«В царстве смекалки»

• Нарисовать предмет, используя в качестве составной фигуры круг, квадрат, треугольник.

• Решить математическую задачу.

Для подвижной игры «Автомобили и гаражи» воспитатель в разных местах участка прикрепляет числовые карточки, на которых наклеено от одного до пяти кружков – это номера гаражей. Детям он раздаёт по одной карточке, на которых наклеены от одного до пяти треугольников – это номера машин. По сигналу воспитателя автомобили, двигающиеся в разных направления должны приехать в свой гараж, на номере которого столько же кружков, сколько треугольников на номере машины. Игра повторяется 3 раза, каждый раз по указанию воспитателя дети обмениваются карточками.

Вопросы:

1. С какой целью проводилась игра?

2. Как вы объясните детям правила игры?

3. Как будете проверять правильность выполнения задания?

4. Назовите игры и упражнения, помогающие решить аналогичные задачи обучения в средней группе.

Какие математические представления можно развивать у детей используя смекалку? Придумайте фрагмент занятия с использованием считалки, инсценируйте.

Считалка

«Апельсин».

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

Это долька для ежа.

Это долька для стрижа,

Это долька для утят,

Это долька для котят,

Это долька для бобра.

А для волка –

Кожура.

Он сердит на нас –

Беда!

Разбегайтесь –

Кто куда!

Подведение итогов семинара

www.maam.ru

Средства математического развития, роль развивающей среды - Страница 9

Страница 9 из 25

Средства математического развития, роль развивающей среды

В теории обучения (дидактике) особое место отводится средствам обучения и влиянию их на результат этого процес­са.

Под средствами обученияпонимаются: совокупности предметов, явлений, знаки (модели), действия, а также слово, участ­вующие непосредственно в учебно-воспитательном процес­се и обеспечивающие усвоение новых знаний и развитие ум­ственных способностей.

Можно сказать, что средства обуче­ния - это источники получения информации, как правило, это совокупность моделей самой различной природы.

Разли­чают материально-предметные (иллюстративные) модели и идеальные (мысленные) модели.

В свою очередь, материаль­но-предметные модели подразделяются на физические, пред­метно-математические (прямой и непрямой аналогии) и пространственно-временные.

Материально-предметные модели: приборы, таблицы, диапозитивы, диафильмы и др.

Среди идеальных различают образные и логико-математические модели (описание, ин­терпретация, аналогия).Идеальные:дидактические, учебные, методические пособия.

Учитывая двухсторонний характер процесса обучения, А. П. Усова предложила свою классификацию средств обуче­ния, выделив в ней деятельность педагога и ребенка.

На этом основании она разделила дидактические средства на две группы.

Первая группасредств обеспечивает деятельность педагога и характеризуется тем, что взрослый ведет обучение в основном с помощью слова.

Во второй группесредств обу­чающее воздействие передается дидактическому материалу и дидактической игре, построенной с учетом образователь­ных задач, т. е. наглядности и практических действий ребен­ка с ней

Классификация А. П. Усовой соответствует характеристи­ке дидактических средств, которые предложены М. А. Дани­ловым, И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным.

Эти ученые под средствамипонимают то, с помощью чего обеспечивается пе­редача информации, — слово, наглядность, практическое действие.

Средства обучения обладают следующими основными функциями:

1) реализуют принцип наглядности;

2) репрезентируют сложные абстрактные математические понятия в доступные;

3) ведут к овладению способами действий;

4) способствуют накоплению чувственного опыта;

5) дают возможность воспитателю управлять познаватель­ной деятельностью ребенка;

6) увеличивают объем самостоятельной познавательной де­ятельности детей;

7) рационализируют, интенсифицируют процесс обучения.

Следует отметить, что эти функции постоянно меняются в связи с совершенствованием теории и практики обучения детей.

Каждое средство обучения выполняет свои определен­ные функции.

Так, образ как средство обучения в основном обеспечивает развитие личного опыта ребенка, отраженного в представлениях; действие обеспечивает формирование умений и навыков; слово (воспитателя, ребенка и художест­венное слово) создает возможность формирования обоб­щенных представлений, абстрактных понятий.

Понятие «образ» несколько шире, чем наглядность. Под ним понима­ются не только разнообразные виды дидактического матери­ала, но и те образы, которые возникают на основе представ­ления памяти.

Данная трактовка обуслов­лена тем, что при формировании некоторых абстрактных математических представлений обучение осуществляется на основе прошлого опыта ребенка, т.е. на основе тех образов, предметов, явлений, действий, которые закрепились в его сознании в процессе предыдущей практической деятельно­сти.

Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирова­ния на их основе математических понятий. Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полно­ценное владение математическими знаниями и умениями.

Подробней otveti-examen.ru

Авторские и структурированные пособия по математическому развитию дошкольников - Страница 11

Страница 11 из 25

Авторские и структурированные пособия по математическому развитию дошкольников.

Авторские методики раннего развития сейчас очень популярны. Это и понятно, ведь в раннем возрасте ребенок впитывает все, как губка, схватывая буквально на лету большой объем информации. Игры Никитина и Воскобовича, блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, игры и книги Лены Даниловой и Марии Монтессори, методики обучения чтению Домана-Маниченко, Зайцева и Чаплыгина являются

помощниками в раннем развитии ребенка.

Структурированные и универсальные дидактические пособия: логические блоки Дьениша, цветные палочки Кьюизенера.

Особая роль на современном этапе обучения отводится дидактическим средствам: логическим блокам Дьенеша и палочкам Кюизенера.Эти дидактические средства используются в разных странах. Отечественным педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются еще не достаточно. Причины этого в недооценке развивающих возможностей этих дидактических материалов, а так же в недостаточном количестве соответствующей методической литературы.

Логические блоки Дьенеша

Набор логических блоков состоит из 48 объемных пластмассовых геометрических фигур, различающихся по:

- цвету - синие, желтые, красные,

- форме - круги, квадраты, треугольники, прямоугольники,

- размеру - большие, маленькие,

- толщине - тонкие, толстые.

Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.

Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Число игр с блоками Дьенеша велико. Самые маленькие могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями "большой-маленький", "толстый-тонкий", "такой же","не такой".

Для более старших детей предлагаются игры на сравнение, обобщение, классификацию предметов по нескольким признакам. Игры, где предлагается кодировать - декодировать свойства блоков с помощью специальных символов.

В процессе разнообразных действий с логическими блокамиДьенеша(разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение) дети овладевают различными мыслительными умениями.

К их числу относятся умение анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования, а так же логические операции «не», «и», «или».

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии сначала осваивать умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.

Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем (цвету, форме, размеру и толщине).

Ссылка на источник otveti-examen.ru

Математическое развитие дошкольников в условиях образовательной системы - Страница 5

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВАРИАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Математическое развитие детей в конкретном образовательном учреждении (детский сад, группы развития, группы дополнительного образования, прогимназия и т. д.) проектируется на основе концепции дошкольного учреждения, целей и задач развития детей, данных диагностики, прогнозируемых результатов.

Концепцией определяется соотношение предматематического и предлогического компонентовв содержании образования. От этого соотношения зависят прогнозируемые результаты: развитие интеллектуальных способностей детей, их логического, творческого или критического мышления; формирование представлений о числах, вычислительных или комбинаторных навыках, способах преобразования объектов и т. д.

Ориентировка в современных программах развития и воспитания детей в детском саду, изучение их дает основание для выбора методики. В современные программы («Развитие», «Радуга», «Детство», «Истоки» и др.), как правило, включается то логико-математическое содержание, освоение которого способствует развитию познавательно-творческих и интеллектуальных способностей детей.

Эти программы реализуются через деятельностные личностно-ориентированные развивающие технологиии исключают «дискретное» обучение, т.е. раздельное формирование знаний и умений с последующим закреплением.

Для современных программ математического развития детей характерноследующее.

Направленность осваиваемого детьми математического содержания на развитие их познавательно-творческих способностейи в аспекте приобщения к человеческой культуре.

Дети осваивают разнообразие геометрических форм, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего их мира во взаимосвязи.

Овладевают способами самостоятельного познания: сравнением, измерением, преобразованием, счетом и др. Это создает условия для их социализации, вхождения в мир человеческой культуры.

•Обучение детей строится на основе включения активных форм и методов и реализуется как на специально организованных занятиях (через развивающие и игровые ситуации), так и в самостоятельной и совместной деятельности со взрослыми (в играх, экспериментировании, игровых тренингах, упражнениях в рабочих тетрадях, учебно-игровых книгах и т. д.).

•Используются те технологии развития математических представлений у детей, которые реализуют воспитательную, развивающую направленность обучения и «прежде всего активность обучающегося». Это технологии поисково-исследовательской деятельности и экспериментирования, познания и оценки ребенком величин, множеств, пространства и времени на основе выделения отношений, зависимостей и закономерностей. В силу этого современные технологии определяются как проблемно-игровые.

• Развитие детей зависит от созданных педагогических условий и психологической комфортности, при которых обеспечивается единство познавательно-творческого и личностного развития ребенка.

Необходимо стимулирование проявлений субъектности ребенка (самостоятельности, инициативности, творческих начал, рефлексии) в играх, упражнениях, игровых обучающих ситуациях. Важнейшее условие развития прежде всего заключается в организации обогащенной предметно-игровой среды (эффективные развивающие игры, учебно-игровые пособия и материалы) и положительном взаимодействии между взрослыми и воспитанниками.

• Развитие и воспитание детей, их продвижение в познании математического содержания проектируется через освоение средств и способов познания.

•Проектирование и конструирование процесса развития математических представлений осуществляется на диагностической основе

Стимулирование познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития на математическом содержании способствует накоплению детьми логико-математического опыта. Этот опыт является основой для свободного включения ребенка в предметную, игровую, исследовательскую деятельность: самопознание, разрешение проблемных ситуаций; решение творческих задач и их реконструирование и т. д.

Достоянием субъектного опыта ребенка становятся ориентировка в свойствах и отношениях объектов, зависимостях; умение воспринимать одно и то же явление, действие с разных позиций. Когнитивное развитие ребенка становится более совершенным.

Под математическим развитием дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

Современное состояние теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста сложилось под влиянием следующих взглядов

Авторы теории классической системы сенсорного воспитания Ф Фребель, М. Монтессори и др.

- Создание среды, благоприятной для развития.

- Внимание к интеллектуальному развитию ребенка.

- Создание систем наглядных материалов.

- Разработка приемов развития у детей количественных, геометрических и других представлений

Педагоги –методисты Е. И. Тихоева, Л. В Глаголева Ф. Н. Блехер и др.

- Создание обстановки для успешного развития и воспитания детей.

- Разработка игровых методов обучения и подходов к их реализации.

- Конструирование содержания обучения в детском саду и подготовительных классах (в виде уроков).

Психологи 80-90-х Гт. XX в. П. Я. Гальперин В. В., Давыдов Н. И. Непомнящая и др.

-Выяснение возможностей интенсификации и оптимизации обучения детей.

- Освоение начальных математических представлений через предметные действия уравнивания и измерения. Наглядное моделирование в процессе решения арифметических задач.

- Обогащение содержания обучения и развития (связи и зависимости, логические операции и т.д.).

Ученый-исследователь А. М. Леушина (исследования 1956 г.)

- Теоретическое обоснование до-числового периода обучения детей и периода развития числовых представлений.

- Методика развития количественных и числовых представлений у детей.

- Обучение на занятиях — основной путь освоения содержания. Деление материалов на демонстрационные и раздаточные.

- Целенаправленное формирование элементарных математических представлений у детей

Авторы концепции дошкольного воспитания: В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.

-Реализация идей личностно-ориентированного подхода к развитию и воспитанию детей

-Организация совместной с ребенком деятельности развивающей направленности, самостоятельной и организованной в специально созданной предметно-игровой среде.

-Активизация детской деятельности: использование проблемных ситуаций, элементов РТВ (развитие творческого воображения), моделирования и других путей развития мыслительной деятельности детей

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, 2000)

-Содержание математических представлений отнесено к познавательно-речевому направлению в развитии ребенка-дошкольника.

- Недопустимость изучения в детском саду элементов программы первого класса и «формирования у детей узкопредметных знаний и умений».

-Основы математического развития состоят в обучении умению выделять признаки, сравнивать и упорядочивать, сосчитывать и присчитывать, ориентироваться в пространстве и во времени.

Подробней otveti-examen.ru

Задачи математического развития дошкольников - Страница 6

Страница 6 из 25

Задачи математического развития дошкольников

Малыши постигают то содержание математической направленности, которое в современной методике развития математических представлений детей дошкольного возраста именуется предматематикой.Это содержание обеспечивает развитие мышления, освоение логико-математических представлений и способов познания.

Содержание предматематикинаправлено на развитие важнейших составляющих личности ребенка — его интеллекта и интеллектуально-творческих способностей.

Результатами освоения предматематики являются не только знания, представления и элементарные понятия, но и общее развитие познавательных процессов. Способности к абстрагированию, анализу, сравнению, обобщению, сериации и классификации, умение сравнивать предметы и явления, выяснять закономерности, обобщать, конкретизировать и упорядочивать являются важнейшей составляющей логико-математического опыта ребенка, который дает ему возможность самостоятельно познавать мир.

Освоенные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический опыт ребенка. Этот опыт является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики.

Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детейдошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.

Задачи математического развития в дошкольном детствеопределены с учетом закономерностей развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка в дошкольном детстве. Выполнение этих задач должно обеспечивать реализацию принципа преемственности в развитии и воспитании ребенка на дошкольной и начальной школьной ступенях образования.

Основными задачами математического развития детей дошкольного возрастаявляются:

- развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях) ;

- развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

- освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация) ;

- развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация) ';

- овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

- развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

- развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

- развитие активности и инициативности детей;

- воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Содержание математического развития детей дошкольного возраста определяется, наряду с целями и задачами, следующими важными факторами.

Личностно-развивающая направленность содержания математического развития дошкольников должна являться эффективным средством развития интеллектуально-творческих способностей ребенка и содействовать развитию важнейшего личностного качества — самостоятельностив решении интеллектуальных задач.

Направленность математического содержания, которое осваивает ребенок в дошкольном возрасте, является социализирующей.Накопленный логико-математический опыт ребенка обязательно станет его значимым личностным приобретением, если обеспечит ситуацию успеха в разных видах деятельности, требующих проявления интеллектуально-творческих способностей.

Содержание математического развития дошкольников пропедевтично. Осваиваемое ребенком содержание должно позволить ему на чувственном, а затем и логическом уровне познать некоторые стороны действительности и развить те структуры мышления, на основе которых впоследствии будут формироваться основные математические понятия.

Осваиваемое содержание должно соответствовать возрастным и индивидуальным возможностямдошкольников, быть ориентированным на зону их ближайшего развития.

Читать далее otveti-examen.ru

Соотношение специально- организованного обучения, совместной и самостоятельной деятельности в организации математического развития дошкольников - Страница 15

Страница 15 из 25

Соотношение специально- организованного обучения, совместной и самостоятельной деятельности в организации математического развития дошкольников.

Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (непосредственно образовательная деятельность и режимные моменты), самостоятельной детской деятельности, тем самым, детям предоставляется возможность анализировать, сравнивать, обобщать.

Главную педагогическую задачу интеллектуального развития дошкольников Л. М. Кларина видит в создании таких условий, при которых у ребенка возникло бы желание научиться и имелась бы возможность это сделать. Такое желание возникает тогда, когда он сталкивается с трудностью, когда для его преодоления необходимо овладеть новыми умениями, когда проявляется потребность учиться, когда он получает удовольствие в процессе учения и когда, наконец, на помощь ребенку приходит игра - это самостоятельное открытие мира.

Но интерес к игре пропадает, если вовремя не внести в нее нечто новое, что вновь приведет к открытиям. Словом, играть и учиться - вот правило работы с дошкольниками.

Причем учиться нужно так, чтобы это воспринималось как игра, как самоценная деятельность, результат и процесс которой интересен ребенку и доставляет ему удовольствие. Лишение детей удовольствия, инициативы, как правило, ведет к потере игры.

НОД как основная форма организации обучениянашло свое подтверждение в исследованиях A.M. Леушиной.

В последние годы учебная модель организации образовательного процессаподвергается критике за жесткую регламентацию детской деятельности. Однако, отказаться от нее полностью нецелесообразно. От проведения занятий не отказываются программы -"Радуга", "Развитие", "Детство".

Комплексно-тематическая модель- допускает вариативность позиций взрослого (в какие-то моменты он выполняет роль учителя; в какие-то роль партнера по деятельности.

Предметно-средовая модель- обучение математике направлено на преодоление стандартного подхода к детям, предоставление им большой самостоятельности, индивидуализацию образовательного процесса. Роль взрослого заключается в организации развивающей предметной среды, в готовности его подключиться в любой момент к деятельности ребенка.

Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова в ориентирах и требованиях к обновлению содержания дошкольного образования указывают, что наиболее эффективная модель "сборная", в соответствии с которой весь образовательный процесс в ДОУ разделяется на 3 блока:

1) специально организованное обучение в форме НОД;

2) совместная деятельность взрослого с детьми, строящаяся на непринужденной, необязательной форме;

3) совместная самостоятельная деятельность самих детей.

Эта модель хорошо вписывается современный образовательный процесспо формированию математических представлений:

- регламентированные НОД по математике готовят ребенка к школе (в плане введения в базовые академические понятия и подготовки в психологическом плане) ;

- в совместной деятельности происходит опосредованное обучение на основе сотрудничества и сотворчества взрослого с ребенком,

- в ходе свободной самостоятельной деятельности создаются условия для его творческой самореализации.

Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова справедливо утверждают, что по отношению к детям воспитатель может занимать различные позиции:

- позицию учителя, который ставит перед детьми задачи и определяет способы их решения, при этом находясь в положении "над" ребенком: позицию включенного в деятельность равного партнера, ненавязчиво рекомендуя детям различные способы их более рациональной деятельности, выполняемой вместе с ними;

- позицию создателя развивающей среды, предоставляя детям возможность действовать свободно и самостоятельно.

Источник otveti-examen.ru

Современные концепции и методические системы математического развития дошкольников - Страница 4

Страница 4 из 25

Современные концепции и методические системы математического развития дошкольников, вариативные программы "Радуга", "Развитие", "Детство", методические системы М. Монтессори, Н. А. Зайцева, Е. К. Шулешко, Н. В. Белошистой.

Современное состояние теории и технологии развития математических представлений у детей дошкольного возраста сложилось в 80—90-е гг. XX вв. и первые годы нового столетия под влиянием развития идей обучения детей математике, а также реорганизации всей системыобразования.

Уже в 80-е гг. начали обсуждаться пути совершенствования как содержания, так и методов обучения детей дошкольного возраста математике.

В качестве негативного момента отмечалась ориентировка на выработку у детей предметных действий, в основном связанных со счетом и простейшими вычислениями, без должного уровня их обобщенности. Такой подход не обеспечивал подготовку к усвоению математических понятий в дальнейшем обучении.

Специалисты выясняли возможности интенсификации и оптимизации обучения, способствующие общему и математическому развитию ребенка, отмечали необходимость повышения теоретического уровня осваиваемых детьми знаний. Это требовало реконструкции программы обучения, в том числе переосмысления системы представлений, последовательности их формирования.

Начались интенсивные поиски путей обогащения содержания обучения. Решение этих сложных проблем осуществлялось по-разному.

Психологи в качестве основания для формирования начальных математических представлений и понятий предлагали различные предметные действия.

П. Я. Гальперин разработал линию формирования начальных математических понятий и действий, построенную на введении мерки и определении единицы через отношение к мерке. Число при таком подходе воспринимается ребенком как результат измерения, как отношение измеряемой величины к избранной мерке. На основе этих и других исследований в программу обучения детей была включена тема «Освоение величин».

В исследовании В. В. Давыдова был раскрыт психологический механизм счета как умственной деятельности и намечены пути формирования понятия числа через освоение детьми действий уравнивания, комплектования и измерения.Генезис понятия числа рассматривался на основе кратного отношения любой величины (непрерывной и дискретной) к ее части.

В отличие от традиционной методики ознакомления с числом (число — результат счета) новым явился способ введения самого понятия: число как отношение измеряемой величины к единице измерения (условная мерка), т. е. число — результат измерения.

Анализ содержания обучения дошкольников с точки зрения новых задач привел исследователей к выводу о необходимости учить детей обобщенным способам решения познавательных задач, усвоению связей, зависимостей, отношений и логических операций(классификации и сериации).

Для этого предлагались и своеобразные средства: модели, схематические рисунки и изображения, отражающие наиболее существенное в познаваемом содержании.

Математики-методисты (А. И. Маркушевич, Ж. Папи и др.) настаивали на значительном пересмотре содержания знаний для детей 6-летнего возраста, насыщении его некоторыми новыми представлениями, относящимися к множествам, комбинаторике, графам, вероятности и т. д.

Идеи простейшей предлогической подготовки дошкольников разрабатывались в Могилевском педагогическом институте под руководством А. А. Столяра. Методика введения детей в мир логико-математических представлений — свойства, отношения, множества, операции над множествами, логические операции(отрицание, конъюнкция, дизъюнкция) — осуществлялась с помощью специальной серии обучающих игр.

В педагогических исследованиях выяснялись возможности развития у детей представлений о величине, установления взаимосвязей между счетом и измерением; апробировались приемы обучения (Р. Л. Березина, Н. Г. Белоус, 3. Е. Лебедева, Р. Л. Непомнящая, Е. В. Проскура, Л. А. Левинова, Т. В. Тарунтаева, Е. И. Щербакова).

Возможности формирования количественных представлений у детей раннего возрастаи пути их совершенствования у детей дошкольного возраста изучены В. В. Даниловой, Л. И. Ермолаевой, Е. А. Тархановой.

Содержание и приемы освоения пространственно-временных отношенийопределены на основе исследований Т. А. Мусейибовой, К. В. Назаренко, Т. Д. Рихтерман и др.

Методы и приемы математического развития детей с помощью игрыбыли разработаны З. А. Грачевой (Михайловой), Т. Н. Игнатовой, А. А. Смоленцевой, И. И. Щербининой и др.

Исследовались возможности использования наглядного моделированияв процессе обучения решению арифметических задач (Н. И. Непомнящая), познания детьми количественных и функциональных зависимостей (Л. Н. Бондаренко, Р. Л. Непомнящая, А. И. Кириллова), способности дошкольников к наглядному моделированию при освоении пространственных отношений (Р. И. Говорова, О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьева, Л. М. Хализева).

Комплексный подход в обучении, эффективные дидактические средства, обогащенное содержание и разнообразные приемы обучения нашли отражение в конспектах занятийпо формированию математических представлений и методических рекомендациях по их использованию, разработанных Л. С. Метлиной.

Поиск путей совершенствования методики обучения математике детей дошкольного возраста осуществлялся и в других странах.

В начале 90-х гг. XX в. наметилось несколько основных научных направленийв теории и методике развития математических представлений у детей дошкольного возраста.

Согласно первому направлению, содержание обучения и развития, методы и приемы конструировались на основе идеи преимущественного развития у детей дошкольного возраста интеллектуально-творческих способностей(Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. Н. Поддьяков, А. А. Столяр и др.) :

- наблюдательность, познавательные интересы;

- исследовательский подход к явлениям и объектам окружения (умения устанавливать связи, выявлять зависимости, делать выводы) ;

- умение сравнивать, классифицировать, обобщать;

- прогнозирование изменений в деятельности и результатах;

- ясное и точное выражение мысли;

- осуществление действия в виде «умственного эксперимента» (В. В. Давыдов и др.).

Предполагались активные методы и приемы обучения и развития детей, такие как моделирование, действия трансформации(перемещение, удаление и возвращение, комбинирование), игра и другие.

Способность к наглядному моделированию выступает как одна из общих интеллектуальных способностей. Дети овладевают действиями с тремя видами моделей (модельных представлений) : конкретными; обобщенными, отражающими общую структуру класса объектов; условно-символическими, передающими скрытые от непосредственного восприятия связи и отношения.

Второе положение базировалось на преимущественном развитии у детей сенсорных процессов и способностей(А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. Б. Венгер и др.) :

- включение ребенка в активный процесс по выделению свойств объектов путем обследования, сравнения, результативного практического действия;

- самостоятельное и осознанное использование сенсорных эталонов и эталонов мер в деятельности использование моделирования («прочтения» моделей и действий моделирования).

- При этом овладение перцептивными ориентировочными действиями, которые ведут к усвоению сенсорных эталонов, рассматривается как основа развития у детей сенсорных способностей.

Третье теоретическое положение, на котором базируется математическое развитие детей дошкольного возраста, основано на идеях первоначального (до освоения чисел) овладения детьми способами практического сравнения величин через выделение в предметах общих признаков— массы, длины, ширины, высоты (П. Я. Гальперин, Л. С. Георгиев, В. В. Давыдов, Г. А. Корнеева, А. М. Леушина и др.). Эта деятельность обеспечивает освоение отношений равенства и неравенства путем сопоставления.

Дети овладевают практическими способами выявления отношений по величине, для которых числа не требуются. Числа осваиваются вслед за упражнениями при сравнении величин путем измерения.

Четвертое теоретическое положение основывается на идее становления и развития определенного стиля мышления в процессе освоения детьми свойств и отношений(А. А. Столяр, Р. Ф. Соболевский, Т. М. Чеботаревская, Е. А. Носова и др.).

Умственные действия со свойствами и отношениями рассматриваются как доступное и эффективное средство развития интеллектуально-творческих способностей. В процессе действий с множествами предметов, обладающих разнообразными свойствами (цветом, формой, размером, толщиной и пр.), дети упражняются в абстрагировании свойств и выполнении логических операций над свойствами тех или иных подмножеств. Специально сконструированные игры помогают детям понять точный смысл логических связок и, или, если, то, смысл слов не, все, некоторые.

Теоретические основы современной методики развития математических представлений базируются на интеграции четырех основных положений, а также на классических и современных идеяхматематического развития детей дошкольного возраста.

Подробней otveti-examen.ru

Другие статьи по теме:

  • Формы работы по математическому развитию дошкольников

    Проект по математическому развитию дошкольников «Круг, квадрат и треугольник — подружись с ними, дошкольник» Номинация проекта - «Дошкольный возраст». Вид проекта: долгосрочный, фронтальный. Учас...

  • Логико математическое развитие дошкольников михайлова носова скачать

    Логико-математические игры в работе с дошкольниками Каждый дошкольник - маленький исследователь. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетвор...

  • Логико математическое развитие дошкольников

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Проблемно игровые методы логико математического развития дошкольников

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Роль художественного слова в математическом развитии дошкольников

    Педагогическая технология использования художественной литературы для развития ФЭМП у дошкольников Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — создание условий для развития его ума, ф...

  • Михайлова носова логико математическое развитие дошкольников

    «Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста» (педагогический проект) Информационная характеристика педагогического проекта Автор проекта: Яманаева Н. А., воспитатель МДОУ №5 «Ромаш...

  • Роль дидактических игр в математическом развитии дошкольников

    Роль дидактических игр в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир...

  • Математическое развитие дошкольников

    Логико-математическое развитие дошкольников Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериме...

  • Развитие элементарных математических представлений у дошкольников

    Пути формирования элементарных математических представлений у дошкольников «Пути формирования элементарных математических представлений у дошкольников! » Развитие элементарных математических пред...

  • Диагностика математического развития дошкольников

    Педагогический проект «Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста» Содержание 1. Актуальность темы 3 2. Постановка проблемы 3 3. Цель и задачи 5 4. Стратегия,...

  • Развитие познавательной активности дошкольников

    Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста и успешность подготовки к школьному обучению Влияние развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возра...

  • Развитие произвольности поведения дошкольника

    Игры для развития произвольной сферы дошкольника Жизнь будущего первоклассника предъявляет большие требования к воле ребенка: надо вовремя встать, успеть в школу точно до звонка, в классе надо си...

  • Арушанова а г развитие коммуникативных способностей дошкольника

    Формирование коммуникативных умений старших дошкольников Введение Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами...

  • Развитие познавательного интереса у дошкольников

    Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных пре...


Закрыть ... [X]

Развитие самостоятельности у дошкольников в математической Как сделать волосы вьющимися для мужчин

Самостоятельная математическая деятельность Самостоятельная математическая деятельность Самостоятельная математическая деятельность Самостоятельная математическая деятельность Самостоятельная математическая деятельность Самостоятельная математическая деятельность Самостоятельная математическая деятельность