Мастер класс по музейной педагогики

Страница обновлена 21.07.2017

 

Детский сад не оказывает платных дополнительных услуг.

   На базе МДОУ "Детского сада № 240" создан Музей театральной куклы «Забава» (далее – музей), являющийся одной из форм дополнительного образования, расширяющей образовательное пространство ДОУ.

   Образовательная деятельность музея строится на основе авторской программы «Волшебный мир театральной куклы» (Ромазан И.Е.), которая разработана в 2012г. и апробирована на базе МДОУ «Детского сада №240» г. Ярославля в течение 3-х лет в рамках деятельности музея театральной куклы «Забава». В мае 2012г. Музей театральной куклы «Забава» успешно прошел процедуру педагогики паспортизации, проводимой комиссией по паспортизации музеев образовательных учреждений Ярославской области.

   На основании решения комиссии по паспортизации  и перепаспортизации музеев образовательных учреждений нашему музею присвоено звание «Музей образовательного учреждения" (письмо  департамента образования от  5.10.2012  № 2249/01-10)

   В связи с модернизацией в системе образования РФ программа адаптирована к новым требованиям. С учетом изменений программа принята в новом формате на педсовете №5 от 23.09.2015. Программа разработана в соответствии с нормативными документами в сфере дошкольного образования и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В мае 2016г. получена рецензия ИРО на программу «Волшебный мир театральной куклы». Данная программа является частью основной образовательной программы  ДОУ, формируемой участниками образовательных отношений. Срок реализации программы – 3 года. Основана программа на интеграции образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития ребенка в возрасте от 4 до 7 лет в условиях детского сада.

   Программа представляет собой комплекс характеристик дошкольного образования (объем, содержание, целевые ориентиры), а также организационно-педагогические условия и иные компоненты.

   Цель Программы «Волшебный мир театральной куклы»: обеспечивать разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей через интеграцию образовательных областей посредством  взаимодействия дошкольников с музейными экспонатами.

Задачи:

1.     Обучающие –

·        Знакомить  детей с видовым разнообразием кукол, материалами из которых они сделаны, способами их изготовления;

·        Обучать приемам кукловождения;

·        Способствовать формированию целостной картины мира.

 

2.     Развивающие –

·        Развивать интонационную выразительность речи, способствовать развитию связной мастер класс по музейной педагогики речи;

·        Расширять кругозор, словарный запас;

·        Поддерживать речевые и двигательные творческие проявления;

·        Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление;

·        Развивать коммуникативные способности.

 

3.     Воспитательные –

·        Воспитывать и развивать художественный вкус,  уважение к литературе и чтению;

·        Способствовать формированию интереса к театральному искусству;

·        Воспитывать нравственные качества, чувство эмпатии;

·        Формировать основы культурного поведения в музее и театре.

 

Актуальность Программы заключается в реализации основных принципов ФГОС:

·        поддержка разнообразия детства –  создание развивающей образовательной среды (Музей театральной куклы «Забава»), которая наполнена          творческим           развивающим содержанием и инновационными подходами;

·        личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

·        уважение личности ребенка является основой взаимодействия педагогов с детьми;

·        реализация Программы в разнообразных видах деятельности, характерной для детей дошкольного возраста – игровая, познавательная,                        исследовательская, творческая, коммуникативная и др.

    Организованная деятельность в Музее театральной куклы «Забава» по программе «Волшебный мир театральной куклы» позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста на основе создания педагогически целесообразно организованной развивающей образовательной среды. Методологическая основа Программы –  дидактическая система деятельностного метода Л.Г.Петерсон,  обеспечивающая успешность ребенка на всех ступенях непрерывного образования и воспитание личностных качеств, создающих основу для дальнейшей самореализации человека в жизни и труде. Данная методологическая позиция обуславливает чрезвычайно бережное отношение к ребенку как саморазвивающейся личности, уважение к его индивидуальности, принятие его таким, каков он есть.

    При организации и проведении мероприятий в пространстве музея учитываются следующие исторически сложившиеся принципы музейной педагогики:

- принцип интерактивности: человек воспринимает только то, что делает;

- принцип комплексности: «включение» всех типов восприятия;

- принцип программности: обеспечение усвоения информации и приобретения умений и навыков на основе специально разработанных культурно-образовательных программ;

- принцип «музейных диалогов»: создание атмосферы радости общения, которая помогает насладиться произведением искусства для «совершенствования души и тела» (А. Лихтварк);

- принцип индивидуализации: внимательное отношение к интересам и возможностям каждого ребёнка.

 

Основными функциями музея являются:

- сбор, изучение и хранение музейных предметов;

- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению и развитию воспитанников;

- организация культурно-просветительской, информационной деятельности.

Организованная образовательная деятельность в музее ориентирована на детей от 4 до 7 лет:

Понедельник

11.40 – 12.00

 

Средняя группа №7

 

 

 

Вторник

11.40 – 12.00

 

Средняя группа №8

 

Среда

11.40 – 12.05

 

Подготовительная гр.№9

 

Четверг

11.40 – 12.05

 

Подготовительная гр.№10

 

Пятница

11.40 – 12.10

 

Старшая гр.№11

 

Формы работы:

- экскурсии (обзорные, тематические, учебные)

- выставки

- викторины

- мастер-классы

- спектакли

- праздники, развлечения, досуги.

При построении музейных мероприятий используется комплексно-тематический принцип, в основе которого игра, позволяющая погрузить детей в стихию образовательной игры. Музейные экспозиции, представлены следующими темами:

- «Такие знакомые сказки» (настольные театральные куклы);

- «Осень в музее» (верховые театральные куклы);

- «Цирковое представление» (низовые театральные куклы);

- История возникновения театра кукол в России;

- Ярославский государственный театр кукол;

- Сергей Владимирович Образцов;

- «Знакомая незнакомка – ложечка» (история появления ложки).

Музей является интерактивным и предполагает активное поведение ребенка по отношению к экспонатам. Экспонаты музея – театральные куклы разных систем управления, которые  являются основным средством развития дошкольников в музее.

Для функционирования музея созданы условия:

  1. Отдельное изолирование помещение общей площадью 37 кв.м., имеющее экспозиционное помещение, сцену, запасник, кабинет руководителя музея.
  1. Экспонаты – театральные куклы (350шт.):
  • пальчиковые
  • деревянные плоскостные, матрешки, пирамидки
  • мягкие, резиновые, вязаные игрушки
  • ростовые
  • би-ба-бо
  • гапит
  • варежковые
  • марионетки
  • вертушки
  • ходилки
  1. Нормативные документы:
  • Приказ заведующей МДОУ об организации музея от 17.01.2010г.
  • Положение о музее (утверждено 04.03.2010г.)
  • Приказ заведующей МДОУ об открытии музея театральной куклы от 25.08.2010г.
  • ФЗ РФ О музейном фонде РФ и музеях РФ. Принят Гос.думой 24.04.1996г.
  • Постановление Правительства РФ от 12.02.1998 №179 Об утверждении положений о музейном фонде РФ, о государственном каталоге музейного фонда РФ
  • Письмо Минобразования России от 12.03.2003 № 28-51-181/16. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее).
  1. Методические материалы:
  • Концепция деятельности
  • План работы на учебный год
  • Сценарии проведения экскурсий
  • Сценарии кукольных спектаклей
  • Методическая и художественная литература
  • Картотеки: загадок, стихов, пальчиковых игр, считалок, скороговорок
  • Фонотека
  1. Учетная документация:
  • Акты приема предметов
  • Инвентарная книга
  • Картотеки
  • Книга учета массовых мероприятий
  • Топографическая опись

Организованная деятельность в Музее театральной куклы «Забава» позволяет комплексно решать вопросы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста на основе создания педагогически целесообразно организованной развивающей образовательной среды. Развивающая среда театрального музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, педагогические технологии и методы, развивать навыки межличностной коммуникации.

Освоение Программы положительно влияет на следующие показатели развития ребенка:

Социально-коммуникативное развитие. Предлагаемые Программой  игры, упражнения, этюды способствуют развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослыми  и сверстниками. Содержание сценок, спектаклей направлено на усвоение норм, ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Дети с удовольствием участвуют в постановках, страхи и неуверенность отступают, развивается  саморегуляция собственных действий. Передавая чувства своего героя, ребенок учится сопереживать, у него развивается эмоциональная отзывчивость.  Предлагаемые Программой спектакли, в которых принимают участие дети, родители и педагоги, помогают формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе, учат осторожному обращению с огнем, правилам поведения при пожаре, способствуют формированию положительного отношения к школе и др.

Познавательное развитие.  Мероприятия, проводимые в музее, предполагают развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. В ходе экскурсий, выставок у детей часто проявляется заинтересованность, они задают много вопросов, у них возникают идеи, гипотезы, требующие дополнительной разработки. Это очень ценно для развития познавательных и творческих способностей ребенка, поскольку отражает его желание узнать новое на уровне глубинной мотивации. Благодаря таким детским вопросам возникают незапланированные выставки, экскурсии, например, «Финифть», «Статуэтки».  Наша задача научить детей познавательным действиям, побуждая их  к самостоятельному поиску ответов в разных источниках. Систематическое посещение экскурсий способствует формированию у дошкольников первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Речевое развитие. Образовательная деятельность музея является эффективным средством по развитию речи современного ребенка. Во время специально организованных мероприятий в музее ребенок может значительно обогатить свой словарный запас, высказать свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями. Такие занятия побуждают ребенка активно и творчески мыслить. На театральных занятиях речевое развитие является приоритетным направлением.  Специально подобранные дидактические игры направлены на развитие диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой и детскими писателями. Расширению словарного запаса способствует и с новой терминологией. К концу подготовительной группы дети узнают множество театральных терминов, понимают их значение, используют их в активной речи.

Художественно-эстетическое развитие. Музей «Забава» театральный, поэтому большинство мероприятий, которые в нем проводятся, связаны с миром театра. У каждого ребенка нашего детского сада есть возможность реализовать самостоятельную творческую деятельность на сцене.  К 7 годам у детей формируется элементарное представление о видах искусства, эстетическое отношение к окружающему миру, развивается культура поведения в музее, в театре.

Физическое развитие. Особая роль на музейных мероприятиях отводится профилактике и сохранению здоровья дошкольников. На занятиях продуманы смена поз, включение динамических пауз, игр на развитие мелкой моторики, на развитие опоры дыхания, упражнения для глаз и языка, обучение приемам саморасслабления, овладение подвижными играми с правилами. Обучение кукловождению способствует у детей развитию координации, крупной и мелкой моторики обеих рук.



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Музейная педагогика как технология в школьном историческом Код для симс 3 на деньги как это сделать

Мастер класс по музейной педагогики Мастер класс по музейной педагогики Мастер класс по музейной педагогики Мастер класс по музейной педагогики Мастер класс по музейной педагогики Мастер класс по музейной педагогики Мастер класс по музейной педагогики Мастер класс по музейной педагогики Мастер класс по музейной педагогики